481 293

ВАКАНСИИ

197 588

РЕЗЮМЕ

215 908

КОМПАНИИ

Уроки романа Льва Толстого «Война и мир» для нашего времени

Связаться с автором

Уроки романа Льва Толстого «Война и мир» для нашего времени (работа о важности сохранения произведения в школьной программе на фоне развернувшейся в обществе дискуссии о необходимости изменений в изучаемой литературе)

Введение

В определенных кругах общества громко зазвучал вопрос об исключении романа «Война и мир» из школьной программы. Это обсуждается и в педагогической среде, и в научной, и просто среди читающей аудитории. Моя работа, надеюсь, заявит о необходимости сохранения произведения в школьной программе и внесет свой вклад в сохранение традиции изучения этого важного для русской культуры произведения. Я постараюсь ответить на вопрос, почему важно сохранить этот роман в школьной программе.

Изучение «Войны и мир» помогает мне понять настоящее, в том числе сложные процессы, в которые окунулся мир в последнее время. Без понимания настоящего едва ли можно увидеть ясную перспективу будущего. Ведь «Война и мир» - настоящая книга жизни! Хотел бы отметить, что именно сейчас, в наше время, актуальность произведения ощущается особенно остро, а голосов в его защиту звучит немного. По проведенному летом 2023-ого года опросу сетью книжных магазинов «Читай город» и Интернет-порталом «Афиша Daily» было выяснено, что большинство опрошенных хотели бы исключить из школьной программы произведения Льва Толстого, в частности «Войну и мир». Я считаю, что мы должны сохранить это великое произведение в школьной программе, и готов проголосовать за это обеими руками!

Моя цель - через исследование романа «Война и мир» подтвердить важность сохранения изучения этого произведения в школе. При этом я надеюсь показать актуальность произведения и его ценность для современного читателя. Для этого я ставлю перед собой следующие задачи. Во-первых, сопоставить события, описанные Львом Толстым в «Войне и мир», с событиями, происходящими в наше время. Во-вторых, исследовать поведение героев романа во время имеющих наиважнейшее значение для страны событий, выделив особенности в их поведении и проследив развитие их судеб. И, наконец, рассмотреть литературные приемы авторского стиля Льва Толстого, заключающиеся в том, что он, будучи эрудированным человеком, в романе часто обращается к различным областям знаний и образования, в том числе истории, философии, биологии, химии, физики и математики, что в свою очередь может стимулировать у учеников интерес к освоению школьных дисциплин.

Объектом моей работы является важность произведения «Война и мир» для современного читателя и культуры России. Предметом моей работы является необходимость сохранения изучения романа «Война и мир» в школьной программе.

Основным источником для меня послужило великое произведение Льва Толстого «Война и Мир». В нем же я черпал свое вдохновение. В то же время статья «Роулинг вместо Толстого: как стоит поменять школьную программу по литературе» на Интернет-портале «Афиша Daily» послужила для меня толчком для написания этой работы. Я не увидел практически не одного голоса в защиту произведения и посчитал, что мой голос должен прозвучать громко.

 Глава 1. Сравнение событий, описанных Львом Толстым в «Войне и мир», c событиями последних лет в России и в мире

Роман «Война и Мир» Льва Толстого охватывает период российской истории с 1805 по 1820 гг., на который пришлись очень важные для нашей страны события, в частности, Отечественная война с Наполеоном 1812 года. Поскольку Толстой был представителем дворянского рода, в произведении особое внимание он уделил рассмотрению жизни высших сословий, которую он хорошо знал. В те годы до войны с Наполеонон в высших слоях российского общества был большой интерес, трепет, и порою даже преклонение перед французской культурой и её видными представителями. Франция того времени, после французской революции и возглавляемая Наполеоном, во многом определяла европейскую повестку. Представители высших сословий России широко использовали в общении французский язык. Более того, существовало мнение, что французский язык - язык культурного образованного современного человека, который отделял представителей элит от простолюдинов. Например, княжна Марья, одна из главных героинь произведения, ведет переписку со своей подругой Жюли на французском. Многие персонажи произведения «Война и мир», являясь представителями высших сословий, общаются между собой на французском языке и называют имена друг друга на французский манер: Елена - Эллен, Наталья - Натали, Катерина - Катиш, Николай - Николя, Софья - Софи, Петр - Пьер, Андрей - Андре, Анна - Аннет, Анатолий - Анатоль. Тут, конечно, необходимо отметить, что это не являлось редкостью в 19 веке. Так, например, в начале 19 века в семьях немецких бюргеров было распространено обращение друг к другу на французский манер (об этом упоминается в произведении классика немецкой литературы Томаса Манна «Будденброки»). В России дворяне предпочитали, чтобы их детей обучали на французском языке.

В перечисленных мною выше событиях прослеживаются параллели с тем, что происходило в России последние десятилетия. Многие её граждане с особым трепетом относились к иностранной культуре, в частности, к американской и европейской, и спокойно относились к предложенному западными странами порядку мироустройства. И хотя русские не говорили в эти годы между собой на иностранном языке, как это делали в описанное Толстым время представители высших слоёв общества, но многих не покидало ощущение, что жизнь в Америке и в Европе лучше, а иные, у кого появлялась возможность, старались отправить своих детей учиться заграницу. B "Войне и мир" рассказывается о войне 1812 года России с Францией, которой правил Наполеон. Так вышло, что почитаемая высшими слоями российского общества страна с её вдохновенной культурой стала врагом России и русских. При этом многие русские люди, включая царя, до последнего момента не верили, что французская армия перейдет границу. Не такого ты ждёшь от «названного брата» (Александр I и Наполеон, ранее договорившись о мирном существовании двух стран, использовали по отношению друг к другу похожее обращение). В обществе стали заметны растерянность, напряжение и столкновения противоположных взглядов. Но довольно важным было то, что русских, уважавших и ценивших Францию и ее культуру, по сути, предали, напавши на них и пытаясь захватить их родину. Возвращаясь к нашим дням, можно говорить о том, что последние действия западных стран по отношению к русскому народу напоминают действия и цели, которые преследовал Наполеон. Напомню, одним из предлогов начала кампании против России, декларируемых Наполеоном, было освобождение Польши от русского влияния. При этом уходил Наполеон из Москвы с нагруженными телегами, в которых находилось добро, награбленное в Москве, с одной лишь целью - довести это все до Парижа. А что же сделали наши западные «партнеры» недавнего времени по прошествии двухсот лет с момента описываемых событий?... Они тоже предали русских, накладывая на них раз за разом жесточайшие санкции и ограничения, пытаясь ими манипулировать для собственных целей. При этом многие наши сограждане дружелюбно относились в последние годы к США и европейским странам. По кому же должны были больнее ударить санкции? По простым жителям нашей страны! Данная ситуация не могла не сказаться на внутреннем мире граждан России, их взглядах. Похожи даже отдельные события. В книге упоминается ситуация, когда крестьяне совершили насильственные действия над человеком, который использовал французский язык. В то же время не так давно некоторые наши СМИ рассказали о ситуации, когда в колледже один ученик набросился на другого, объясняя это тем, что у того на футболке была надпись «white» - слово на английском языке. И событие наших дней с учениками, и событие с крестьянами, по моему мнению, не заслуживают оправдания, однако стоит отметить, что эти ситуации явились уродливым следствием «благих намерений» наших западных товарищей.

Говоря о событиях 1812 года, можно сказать, что русский народ не покорился Франции. Так, например, в романе «Boйна и мир» описываются события после занятия Французами города Смоленск. Жители этого города не приняли власть французов. Для нанесения удара по власти французов ими был подожжен Смоленск. При этом Австрия и Пруссия, союзники России, которым русские солдаты помогали в борьбе с Наполеоном, в итоге сдались ему практически без боя и приняли его власть. Стоит учитывать, что Наполеон Бонапарт обещал россиянам золотые горы и лучшую жизнь. Некоторые жители России все же верили этим обещаниям. Так, например, в книге описывается бунт крепостных крестьян против княжны Марьи Болконской, одного из членов семьи, которая владела этими крестьянами. Это происходит во время наступления Наполеона на Москву и когда будущее конфликта еще не определено. Княжна Марья пытается выехать из города. Для этого она просит крестьян подготовить ей повозку для отъезда. Однако крестьяне саботируют эту просьбу и пытаются не выпустить княжну Болконскую из имения. Вовремя подоспел офицер Николай Ростов, другой основной герой, и помог Марье. В этой ситуации крепостные крестьяне допускали возможность смены власти в России и надеялись выйти из нее с выгодой для себя. И все же, нам не стоит судить этих крестьян с позиции сегодняшнего дня: образование и просвещенность, доступность информации и актуальное освещение событий не были на таком высоком уровне, как сейчас. Более того, известно, что в былые времена (не только в России) многие люди, которые не являлись чиновниками или правящим классам и проживали вдали от крупных городов и основных центров принятия решений, слабо разбирались в событиях, которые происходят в мире даже на небольших расстояниях от своего места проживания, и жили порою в замкнутом пространстве. Показательна в этом плане история, которую рассказывает Дэвид Гребер, исследовавший историю кредитно-денежных отношений в книге «Долг: первые 5000 лет истории». События происходили в местечке на границе между Россией и Польшей в 19-ом/20-ом веке. Жители этого места не имели точного представления, в какой стране они живут: в России или в Польше. Так продолжалось долгое время, пока жители не заметили у себя чиновников и геодезистов, которые обмеряли территорию. Через какое-то время один из жителей, осмелев, подошел к геодезисту и спросил: «Где же мы все таки живем?». На что тот ответил: «В соответствии с картами, вы живете в Польше». Крестьянин обрадовался. На вопрос геодезиста, почему он так обрадовался, он сказал: «Это ж так здорово, что не придется терпеть эти суровые русские зимы!». Более того, в России того времени витали идеи падения крепостного права, посколько Александр I начинал свое правление с либеральным уклоном. Так, например, Толстой рассказывает о том, как князь Андрей и Пьер Безухов были озабочены идеями гуманизма, в частности тем, как сделать жизнь своих крестьян лучше. Поэтому крестьяне, которые устроили бунт в имении Марьи, порядки в котором устанавливались отцом Марьи и Андрея, консерватором, могли надеяться на освобождение от крепостных оков. Поскольку, по их пониманию, крепостной строй с приходом Наполеона мог подходить к концу, то они могли решиться на такой поступок. Но в этом случае это был скорее вызов крепостному праву, а не родине.

Также можно отметить, что когда французская армия вошла в Москву, то жители этого города не встретили её с восторгом и желанием оказать ей помощь, а крестьяне и купцы не хотели продавать французам продовольствие и фураж, причем по более высоким расценкам. Граф Пьер Безухов, один из основных персонажей романа "Война и мир", находясь в оккупированной Москве, даже планирует убийство Наполеона, правителя Франции, хотя в самом начале произведения было показано, что, будучи ещё юным, он уважал Наполеона и почитал его. В наши дни реакция русских людей на недружественные действия западных стран во многом похожая. Они не готовы менять благополучие своей страны на блага для себя, несмотря на то, что есть люди, которые не справились с гнетом обстоятельств. Русские люди не поддаются на манипуляции и любят свою страну.

Автор также рассказывает о партизанской войне, говоря, что это то, что сильно поменяло ход войны. Партизанская война в России нанесла серьезный ущерб французской армии. При этом партизанскую войну вели не только выходцы из дворянских родов и военные с высокими званиями, а и простые люди, которых в этом деле было большинство и которые не собирались отдавать свою родину захватчикам. Их действия сыграли значительную роль в победе над французами. Толстой же прямо указывает, что именно «народная дубина» побила Наполеона. И сейчас именно позиция и действия простых жителей нашей страны находятся в основе стойкости государства и положительных преобразований, которые происходят в нем.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что события, описанные Толстым в своём произведении, очень похожи на события, происходящие в современное время. Хоть роман "Война и Мир" может показаться устаревшим кому-то, но по существу он нам показывает, что события в жизни зачастую повторяются, а особенности русского национального духа и характера не меркнут со временем. Именно поэтому русский народ всегда предан своей отчизне, даже в периоды трудностей, что было подтверждено уже неоднократно.

 Глава 2. Поведение героев романа как зеркало поведения людей в ключевые исторические моменты

В романе представлена большая и пестрая палитра образов. Автор показывает нам судьбы героев романа на фоне важных событий в истории нашей страны. При этом освободительная война с Наполеоном, являясь одним из важнейших событий в истории России, с её предпосылками и последствиями позволяет Толстому полностью раскрыть персонажей и реализовать свой литературный замысел. Мы видим абсолютно разных людей.

Есть те, кому в первую очередь важна выгода и продвижение по карьерной лестнице, а не победа над неприятелем. Такие люди руководствуются холодным расчетом. Примером такого человека в произведении является Борис Друбецкой. Он служит в армии при штабе и является карьеристом, для которого главное - это успешная карьера и выгода. Ради карьеры он готов на многое, если не на все. Так, например, когда над начальником Николая Ростова Василием Денисовым, достойным человеком, сгущаются тучи, Николай обращается к своему другу Борису с просьбой передать императору Александру I письмо с ходатайством в пользу Денисова, что, надо отметить, было в силах Бориса, но Друбецкой, видя риски для своей военной карьеры, отказывается помочь старому другу. Тот же Друбецкой заводит роман с Жюли, представительницей богатой фамилии, для того, чтобы получить доступ к её капиталам. При этом искренние чувства и романтическую привязанность он испытывает к Наташе Ростовой, но как и в случае со службой, его действия подчинены чистому расчету в выборе жены. Толстой также описывает, что накануне Бородинской битвы Борис надеется на то, что главнокомандующий российской армии Кутузов допустит ошибку, за которую его снимут с поста, а на должность поставят уже начальника Бориса, что откроет для него прекрасные перспективы. Вместо того, чтобы мечтать о победе русского оружия и прикладывать к этому усилия, он ожидает радужных перспектив, которые ему откроются в случае неудачи Кутузова. В какой-то момент Борис просто пропадает из повествования и его дальнейшая судьба неизвестна: можно предположить, что автор полностью теряет интерес к этому персонажу, а это недвусмысленно указывает на отношение Толстого к людям, которые ведут себя похожим образом. Стоит отметить, что в романе Борис - не единственный такой персонаж. Автор показывает разных людей со схожим поведением. Отчасти это можно отнести к князю Василию. Также автор рассказывает о представителях разных чинов, которые присваивают себе успехи и незаслуженные победы с целью выслужиться или получить привилегии или руководствуются в своих действиях неблаговидными мотивами. Так, например, обер-провиантмейстер Телянин пытается свести личные счеты с Денисовым и его подчиненными, ограничивая им положенную провизию, и фактически вызывая большие неприятности для людей, которым в 1812 году предстоит важная роль в борьбе за победу. Запоминающейся является история корнета Жеркова, адъютанта Багратиона, который был отправлен на левый фланг с важным донесением во время одной из битв до войны 1812 года. Однако этот человек, опасаясь за свою жизнь, но не заботясь об исходе битвы и жизнях других, предпочитал создавать иллюзию, что он старался выполнить поручение, переезжая с места на место, но не переходя дальше того, где ему могла сулить опасность, сознательно не выполнил данное ему поручение. Как бы не хотелось идеализировать картину, нужно понимать, что во время военных противостояний и конфликтов сродни описываемым в романе с каждой стороны могут находится люди, которые действуют похожим образом. Необходимо помнить, что в независимости от эпохи, человек который бьет себя в грудь и называет себя патриотом и борцом за родину или справедливость, не всегда является таковым на самом деле, а оценивать человека нужно комплексно, в особенности уделяя внимание его действиям.

К счастью, есть и другие люди, и, надеюсь, их большинство. Для них не столько важна выгода, сколько идеалы. Такие личности готовы хорошо выполнять возложенное на них дело, не сильно заботясь о благах для себя. Возьмем, к примеру, Николая Ростова. Ему претит штабная работа, он считает, что основное дело делается на поле боя, а почести и регалии необходимо заслужить. В первую очередь он хочет приносить пользу, но в отличие от Друбецкого ему не так важна карьера и высокие звания, сколько военное дело и защита родины. Служа отечеству, он не забывал и про своих близких людей, сочетая в себе любовь к родине и семье. Однажды ему пришлось взять отпуск и отправиться домой, хотя он не хотел этого делать, поскольку чувствовал себя в тот момент в расположении войск очень комфортно. Но Николай получил письмо от матери, которая просила Ростова приехать домой, т.к. хозяйство стало приходить в упадок и семье понадобилась его помощь. Автор показывает нам развитие героя от неопытного и горячего 20-летнего юноши, который грезит о военной службе, не понимает всю серьезность военных действий и чуть даже не погибает. Внимание Толстого приковано к этому персонажу на протяжении всего произведения. Пройдя сложный тернистый путь с множеством вызовов, драматических и даже трагических событий, став героем войны 1812 года, он в конечном счете обретает свое счастье и в конце романа предстает перед нами 35-летним степенным главой семейства, по прежнему преданным отчизне и присяге, но интересы которого в основном сосредоточены вокруг хозяйства и ближайшего окружения. Говоря о таких людях, как Николай, нельзя не вспомнить о простых и часто неизвестных бойцах русской армии, безвестных героях войны, которых олицетворяет командир батареи Тушин. Так, например, в одном из сражений с французами до войны 1812 года он сыграл ключевую роль в победе русских войск. Его батарея вела обстрел и отвлекала французских солдат в то время, когда остальные силы были разрознены и близки к отступлению, а командир полка Богданыч, растерявшись на поле брани, потерял контроль над ситуацией и практически допустил бегство вверенных ему подразделений. Ситуацию помог исправить боевой дух Тушина и его солдат. Однако от начальства он получил осуждение за потерю нескольких орудий, а Богданыч, приписав заслуги победы себе, был начальством отмечен. Тушин относится к категории неизвестных героев - людей, которые внесли в победу над французами большой вклад, но которые часто не были отмечены, по достоинству оценены и о которых мало кто знает. К таким людям автор относит и генерала Дохтурова (реальный участник войны 1812 года). Среди настоящих патриотов и героев войны 1812 года можно также выделить военоначальника Василия Денисова (прототип персонажа - Денис Давыдов), человека непростой судьбы, преодолевшего многочисленные испытания и не растерявшего веру в людей и любовь к родине. На протяжении своей жизни ему приходилось сталкиваться с разными проблемами, которые могли бы его как-то надломить, отвернуть от дела жизни и в итоге помешать сражаться за Россию и внести ощутимый вклад в дело победы над армией Наполеона. Однажды случилось то, что солдатам Денисова не отправляли продовольствие, что заставляло их голодать. Тогда командир Денисов решается на отчаянный шаг - забрать продовольствие, которое было отправлено другим солдатам, чтобы спасти своих людей. После этого он идёт к обер-провиантмейстеру и понимает, что им является человек, который имеет с ним личные счеты и что он специально не поставлял отряду Денисова продовольствие. Ситуация накаляется, Денисов не может удержаться от несправедливости и участвует в драке, в результате чего он попадает под следствие. Несмотря на то, что с ним поступили несправедливо, а его сердце было переполнено обидой, он не озлобился на власти и военный аппарат, не впал в отчаяние, а продолжил служить в армии для защиты отечества. Во все времена людям приходится сталкиваться не только с проблемами по службе, но и с проблемами другого толка, а именно душевными. Толстым описывается ситуация, когда Денисов полюбил Наташу Ростову и хотел на ней жениться, но получил отказ, и его сердце было разбито. Однако и в этот раз он нашел в себе силы сконцентрироваться на деле. На основе вышеописанных ситуаций, которые могут произойти в жизни любого человека, можно увидеть, какой прекрасный пример того, как себя вести в критических ситуациях, преподносит нам Денисов. Ведь именно этот человек после всех описанных жизненных перипетий фактически возглавил партизанскую войну и внес ощутимый вклад в победу над французами. Нужно понимать, что на людях справедливых и патриотичных, преданных своему делу и готовых до последнего стоять за свою родину, держится государство и его благополучие.

Нельзя не вспомнить о князе Андрее Болконском. Персонаж олицетворяет тип людей мужественных, готовых спасти родину и пытающихся сыграть важную роль в жизни и истории. В жизни Андрея происходит ряд печальных событий. Сначала он разочаровывается в военной службе и пытается залечить рану, вернувшись домой, однако его молодая жена умирает. Гражданская служба на благо государству, которой он придается после этого, также отвращает его от себя и он пытается вновь найти покой в обретении семейного счастья. Но его возлюбленная Наташа Ростова, на которой он собирался жениться, нарушает обещание и делает их свадьбу фактически невозможной. Герой разочаровывается в жизни, что в итоге приводит его к гибели в достаточно молодом возрасте. Автором было показано, как при Аустерлице Андрей хотел предложить стратегический план по спасению русской армии. Однако его идеи остались невостребованными. Позднее он пытался сыграть важную роль в войне 1812 года, но фактически умер зазря. Толстой отмечает, что с такими благородными, правильными и способными свернуть горы в этой жизни людьми, как князь Андрей, может случиться трагедия, которая не позволит раскрыться их потенциалам, если такой человек потеряет жизненные ориентиры и тягу к жизни.

В романе представлено много женских образов. Это и Эллен, дочь князя Василия Курагина, представительница высших слоев общества. После начала вторжения Наполеона в Россию она, пропитавшись французскими настроениями, примыкает к профранцузскому лагерю и заботиться в первую очередь об устройстве своей личной жизни без оглядки на суть происходящих в России событий. Судьба, однако, обходиться с ней жестоко. Эллен скоропостижно умирает в молодом возрасте. Это и Соня, осиротевшая родственница семьи Ростовых, которая готова пожертвовать всем, в том числе своей любовью, ради других. При этом в глубине души она надеется на счастье, но в конечном счете остается за бортом жизни и даже становится объектом насмешек со стороны близких людей. Так, например, Наташа Ростова, лучшая подруга Сони, называет её пустоцветом. Это и Наташа Ростова, которая предстает перед нами легкомысленным и витающим в облаках подростком с добрым сердцем. Беззаботная девочка из богатой семьи на фоне тяжелых событий, которые охватывают Россию, взрослеет и проходит тернистый путь к обретению семейного счастья. Ее жизненный путь наполнен разочарованиями, горем, потерями и душевными травмами, но судьба благосклонна к ней. В конечном счете она обретает семейное счастье с Пьером Безуховым. Но остановлюсь я на княжне Марье Болконской. Дочь старого князя Николая Болконского и сестра князя Андрея в начале произведения посвящает свою жизнь уходу за отцом и другими членами семьи. Она глубоко верующий человек, общающийся со страждущими и поломниками и уделяющий большую часть свободного времени религиозным вопросам. Не обладая красотой внешней, она обладает красотой внутренней. И княжна Марья, и её отец едва ли надеются на то, что она сможет найти себе достойную партию и обрести счастье в браке. Последующая череда событий и война 1812 года переворачивают в мире Марии все с ног на голову. Сначала умирает жена князя Андрея, и на Марью падает ноша воспитания племянника, потом умирает отец Марьи, и ей приходится взять на себя управление делами и имением. Её брат князь Андрей, которого она очень любит, большую часть времени находится вдали от нее, а во время войны погибает, что становится для нее невосполнимой потерей. Это событие могло бы окончательно выбить почву из-под ног Марьи и подточить ее внутренний стержень. Однако княжна Марья с честью выходит из сложившейся ситуации и несет свой крест со смирением. Господь же её не оставляет и вознаграждает счастливым браком с Николаем Ростовым.

И наконец, отдельно выделю Пьера Безухова, одного из центральных персонажей романа. Пьер предстает перед нами образованным молодым человеком, наследником видного и богатого дворянского рода. Он восхищается идеями французской революции и Наполеоном, задумывается о философских вопросах бытия и смысле жизни. Став одним из самых богатых людей в России, он встречается с представителем братства (свободных) каменщиков, религиозной масонской организации, и вступает туда, пытаясь найти прозрение и познать настоящую суть бытия. Пьер пытается разгадать, в чем заключается человеческое счастье и как ему обрести таковое. Как это ни странно, помогают ему в этом трагические события 1812 года. К откровению он приходит только в плену у французов под грузом тяжелых жизненных испытаний. Важную роль в этом играет знакомство с плененным русским солдатом Платоном Коратаевым, который частенько любит повторять «Положи, боже, камушком, подними калачиком». Граф Безухов ходит босиком, обходиться малым и даже переосмысливает жизнь: что на самом деле важно, а что - второстепенно. Это внутреннее изменение становится и внешним. Многие люди, встречающие Пьера после описанных событий, обращают внимание на произошедшие с ним перемены. И новый подход к жизни после многочисленных мытарств, впустую потраченного времени и бренных усилий сделать жизнь других людей лучше позволяет Пьеру найти свое счастье с Наташей Ростовой, но при этом не отворачивает его от борьбы за добро и справедливость даже ценой обретенного счастья. Толстой, оставляя героя, намекает, что Пьер, несмотря на видимое благополучие, полон уверенности и надежд на светлое будущее, к которому можно прийти через перемены и через заботу о представителях низших сословий. И он продолжит эту борьбу!

«Война и мир» представляет из себя глубокий источник знания, в котором пытливый читатель может найти ответы на то, как вести себя во время жизненных испытаний и трудностей и не потеряться под гнетом обстоятельств. Нам представлены разные ролевые модели. Произведение показывает, как человеку нужно проходить свой жизненный путь, и то, что дороги судьбы бывают порою неочевидными. Анализируя судьбу и поступки того или иного персонажа произведения, мы можем предположить, к чему приведут определенные действия в схожих жизненных ситуациях. Можно даже увидеть, какое будущее ждет реального человека, ведущего себя похожим образом, что важно для понимания как настоящего, так и будущего.

 Книга может быть серьезным подспорьем для любого человека в процессе принятия решений по важным жизненным вопросам.

Глава 3. Особенность авторского стиля Льва Толстого

«Война и мир» - это фундаментальное и многослойное произведение. Помимо художественной истории, которую рассказывает нам автор, книга изобилует пространными рассуждениями Толстого по широкому спектру вопросов. Зачастую его философскими рассуждениями или объяснением тех или иных явлений незаслуженно принебрегают, в том числе для того, чтобы сэкономить время при ознакомлении с материалом. Я же нахожу, что такие отступления могут принести пользу современному ученику. Толстой, будучи одной из самых ярких личностей своего времени, являлся образованным и эрудированным человеком и обладал знаниями в разных областях, когда образование было доступно немногим. По сути, Толстой просвещал людей и стимулировал их интерес к образованию. В романе много философских рассуждений, в которых автор пытается объяснить суть исторических и жизненных процессов и вступает в полемику с существующими подходами. Так, например, он защищает мнение, что развитие наиболее важных событий в истории человечества зависит от высших сил, в отличие от доминирующего тогда подхода о том, что историю делают только люди. Но остановлюсь подробно я на авторском приеме, который Толстой использовал при написании романа. Он заключается в том, что автор пытается объяснить то или иное жизненное событие или явление с помощью прикладных наук, часто вскрывая проблему с помощью законов и правил из других областей. С позиции сегодняшнего дня некоторые философские взгляды и жизненные подходы, которые излагает Толстой, могут показаться спорными. Так, например, автор считает медицину делом бесполезным, отрицая её пользу для человека. Да и сам Толстой в поздние годы порою то допускал критические высказывания о своем романе, который был высоко оценен современниками. Но нельзя отрицать пользу для читателя обращений автора к разным областям знаний. Это может быть востребовано и в наше время. Обращение автора к научным дисциплинам, в том числе к истории, химии, математике, физике, биологии, географии, без может стимулировать у людей интерес к их познанию. Ниже я приведу большое количество цитат из произведения:

«Армия не могла нигде поправиться. Она, с Бородинского сражения и грабежа Москвы, несла в себе уже как бы химические условия разложения.»

«Сама огромная масса их, как в физическом законе притяжения, притягивала к себе отдельные атомы людей.»

«От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие. Французская армия в той же пропорции таяла и уничтожалась от Москвы до Вязьмы, от Вязьмы до Смоленска, от Смоленска до Березины, от Березины до Вильны, независимо от большей или меньшей степени холода, преследования, заграждения пути и всех других условий, взятых отдельно.»

«Невозможно это было, во-первых, потому, что так как из опыта видно, что движение колонн на пяти верстах в одном сражении никогда не совпадает с планами, то вероятность того, чтобы Чичагов, Кутузов и Витгенштейн сошлись вовремя в назначенное место, была столь ничтожна, что она равнялась невозможности, как то и думал Кутузов, еще при получении плана сказавший, что диверсии на большие расстояния не приносят желаемых результатов.»

«Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии.»

 «Так же как трудно объяснить для чего, куда спешат муравьи из раскиданной кучки, одни прочь из кучки, таща соринки, яйца и мертвые тела, другие назад в кучку — для чего они сталкиваются, догоняют друг друга, дерутся, — так же трудно было бы объяснить причины, заставлявшие русских людей, после выхода французов, толпиться в том месте, которое прежде называлось Москвою. Но так же как, глядя на рассыпанных вокруг разоренной кучки муравьев, несмотря на полное уничтожение кучки, видно по цепкости, энергии, по бесчисленности копышущихся насекомых, что разорено все, кроме чего-то неразрушимого, невещественного, составляющего всю силу кучки, — так же и Москва, в октябре месяце, несмотря на то, что не было ни начальства, ни церквей, ни святыни, ни богатств, ни домов, была тою же Москвою, какою была в августе. Всё было разрушено, кроме чего-то невещественного, но могущественного и неразрушимого.»

«Отрешившись от знания конечной цели, мы ясно поймем, что точно так же, как ни к одному растению нельзя придумать других, более соответственных ему, цвета и семени, чем те, которые оно производит, точно так же невозможно придумать других двух людей, со всем их прошедшим, которое соответствовало бы до такой степени, до таких мельчайших подробностей тому назначению, которое им предлежало исполнить.»

«Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, – так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим.»

«Гервинус, Шлоссер, например, и другие то доказывают, что Наполеон есть произведение революции, идей 1789 года и т. д., то прямо говорят, что поход 12-го года и другие не нравящиеся им события суть только произведения ложно направленной воли Наполеона и что самые идеи 1789-го года были остановлены в своем развитии вследствие произвола Наполеона. Идеи революции, общее настроение произвело власть Наполеона. Власть же Наполеона подавила идеи революции и общее настроение.»

«Так что большая часть явлений истории — междоусобия, революции, завоевания — представляются этими историками уже не произведениями перенесения свободных воль, а произведением ложно направленной воли одного или нескольких людей, то есть опять нарушениями власти.»

«Военное устройство может быть совершенно точно выражено фигурой конуса, в котором основание с самым большим диаметром будут составлять рядовые; высшее, меньшее основание, — высшие чины армии и т. д. до вершины конуса, точку которой будет составлять полководец. Солдаты, которых наибольшее число, составляют низшие точки конуса и его основание. Солдат сам непосредственно колет, режет, жжет, грабит и всегда на эти действия получает приказание от вышестоящих лиц; сам же никогда не приказывает. Унтер-офицер (число унтер-офицеров уже меньше) реже совершает самое действие, чем солдат; но уже приказывает. Офицер еще реже совершает самое действие и еще чаще приказывает. Генерал уже только приказывает идти войскам, указывая цель, и почти никогда не употребляет оружия. Полководец уже никогда не может принимать прямого участия в самом действии и только делает общие распоряжения о движении масс. То же отношение лиц между собою обозначается во всяком соединении людей для общей деятельности, — в земледелии, торговле и во всяком управлении.»

«В последнем анализе мы приходим к кругу вечности, к той крайней грани, к которой во всякой области мышления приходит ум человеческий, если не играет своим предметом. Электричество производит тепло, тепло производит электричество. Атомы притягиваются, атомы отталкиваются. Говоря о взаимодействии тепла и электричества и об атомах, мы не можем сказать, почему это происходит, и говорим, что это так есть потому, что немыслимо иначе, потому что так должно быть, что это закон. То же самое относится и до исторических явлений. Почему происходит война или революция? мы не знаем; мы знаем только, что для совершения того или другого действия люди складываются в известное соединение и участвуют все; и мы говорим, что это так есть, потому что немыслимо иначе, что это закон.»

«Если люди произошли от обезьян в неизвестный период времени, то это столь же понятно, как и то, что люди произошли от горсти земли в известный период времени (в первом случае X есть время, во втором — происхождение), и вопрос о том, каким образом соединяется сознание свободы человека с законом необходимости, которому подлежит человек, не может быть разрешен сравнительною физиологией и зоологией, ибо в лягушке, кролике и обезьяне мы может наблюдать только мускульно-нервную деятельность, а в человеке — и мускульно-нервную деятельность и сознание.»

«Москва между тем была пуста. В ней были еще люди, в ней оставалась еще пятидесятая часть всех бывших прежде жителей, но она была пуста. Она была пуста, как пуст бывает домирающий, обезматочивший улей. В обезматочившем улье уже нет жизни, но на поверхностный взгляд он кажется таким же живым, как и другие.»

Порою можно услышать от других людей «Зачем мне этот предмет?», «Зачем меня этому учили?», «Как мне это в жизни приходиться?». Цитаты, приведенные выше, могут дать ответы на поставленные вопросы. Толстой недвусмысленно указывает на то, что знания, широкий кругозор и интеллект помогают понимать жизнь, происходящие в ней процессы и лучше ориентироваться в них. Если же человек не будет по роду своей деятельности сталкиваться со знаниями, полученными при изучении определенных школьных дисциплин, то, безусловно, эти знания могут помочь принимать ему правильные решения на жизненном пути. Произведение же Льва Толстого может стать своего рода навигатором в море школьного образования.

Заключение

Лев Толстой - один из величайших русских писателей, который оказал огромное влияние на большое количество людей во всем мире, включая авторов и признанных классиков мировой литературы. Так Эрнест Хемингуэе в своем автобиографическом романе «Праздник всегда с тобой» описывает разговор со своим другом, американским романистом Ивеном Шипменом, о писателях:
-- Я все думаю о Достоевском,-- сказал я.-- Как может человек писать так плохо, так невероятно плохо, и так сильно на тебя воздействовать?
-- Едва ли дело в переводе,-- сказал Ивен.-- Толстой у Констанс Гарнетт пишет хорошо.
-- Я знаю. Я еще не забыл, сколько раз я не мог дочитать "Войну и мир" до конца, пока мне не попался перевод Констанс Гарнетт.
-- Говорят, его можно сделать еще лучше,-- сказал Ивен.-- Я тоже так думаю, хоть и не знаю русского. Но переводы мы с вами знаем. И все равно, это *ертовски сильный роман, по-моему, величайший на свете, и его можно перечитывать без конца.
-- Да,-- сказал я.
Произведение Толстого «Война и Мир» - шедевр мировой литературы. Оно не только не потеряло своей актуальности, но напротив, представляет особую ценность для сегодняшнего дня в свете событий, с которыми столкнулась Россия в последнее время. Работы Льва Толстого должны занимать достойное место в школьной программе.

Я хотел бы дать несколько советов по изучению романа «Война и мир» в школе. Изучению этого произведения нужно уделять значительно больше времени, чем изучению других книг, так как роман Толстого многогранный, сложный и охватывающий в себе различные темы. Поскольку произведение большое и, как мы знаем, даже у Хемингуэе возникали трудности с его прочтением, я советую особенно выделять этот роман и уведомлять учеников о том, что браться за него надо заблаговременно, и предлагать использовать аудиокниги как альтернативный способ ознакомления с ним.

Также я рекомендовал бы использовать перекрестный подход в цитировании произведения для стимулирования дополнительного интереса к освоению школьных дисциплин. Например, на уроках по физике или биологии можно приводить цитаты Толстого из романа «Война и мир», связанные с этими дисциплинами. Это будет как познавательно в рамках изучения физики или биологии, так и может вызвать интерес к ознакомлению с романом Толстого. А если на уроках литературы приводить цитаты из произведения, связанные с другими школьными дисциплинами, то это в свою очередь может вызвать дополнительный интерес к изучению этих дисциплин. Любопытно было бы увидеть в учебнике химии цитаты Льва Толстого, посвященные разложению, а в учебнике биологии - о муравейнике или улее.

В ближайшие годы, полагаю, при изучении романа было бы полезно проводить сравнительный анализ событий в нем описанных и настоящего. На западе довольно популярно высказывание Владимира Ленина «There are decades where nothing happens; and there are weeks decades happen»(«Бывают десятилетия, когда ничего не происходит; и бывают недели, в течение которых случаются десятилетия»). Возможно, правда, там не до конца понимают его смысл... Период Отечественной войны 1812 года стал периодом, определившем последующее развитие мира. Думаю, что сейчас мы живем в похожее время, когда будущее мира поставлено на карту.

Произведение является глубоким источником знаний, позволяющим пытливому читателю понять место России в мире, исторические предпосылки геополитических событий, и дает прочную основу для проецирования развития и результатов повторяющихся исторических событий. Я не пытаюсь оспаривать литературные достоинства истории про Гарри Потера, которой некоторые современники хотели бы заменить «Войну и Мир». История про юного волшебника притягательна в своей простоте: злодеи назначены, судьба героев угадывается с самого начала. Толстой же показывает, что в мире не все так просто, а грань между черным и белым не так очевидна. Его книга заставляет нас думать, размышлять и принимать собственные решения, а не просто принимать на веру назначенных кем-то злодеев и героев.

Список литературы

1. Толстой Л.Н. Война и мир - аудиокнига [Электронный ресурс]. - URL: https://www.litres.ru/audiobook/lev-tolstoy/voyna-i-mir-v-4-h-tomah-23188614/ (07.03.17)
2. Пламенев И. Минпросвещения опровергло исключение Пушкина и Лермонтова из ЕГЭ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/society/29/08/2023/64eddfbc9a7947063630da30?ysclid=lppo95kbo9114469673
3. Михайлов Е., Морозова К. и д.р. Роулинг вместо Толстого: как стоит поменять школьную программу по литературе [Электронный ресурс]. - URL: https://daily.afisha.ru/culture/26030-rouling-vmesto- tolstogo-kak-stoit-pomenyat-shkolnuyu-programmu-po-literature/? ysclid=lppp1606tw202424089 (31.08.23)
4. Толстой Л.Н. Война и мир [Электронный ресурс]. - URL:  https://ilibrary.ru/text/11/index.html?ysclid=ludq7l224x260349654 (24.04.04)
5. Манн Т. Будденброки - аудиокнига [Электронный ресурс]. - URL: https://www.litres.ru/audiobook/tomas-mann/buddenbroki-68727273/ (06.01.23)
6. Гребер Д. Долг: первые 5000 лет - аудиокнига [Электронный ресурс]. - URL: https://www.litres.ru/audiobook/devid-greber/dolg-pervye-5000-let-istorii-69509059/ (04.08.23)
7. Хемингуэй Э.М. Праздник, который всегда с тобой [Электронный ресурс]. - URL: https://www.litres.ru/book/ernest-heminguey/prazdnik-kotoryy-vsegda-s-toboy-7131950/ (17.07.23)

Ястриб Ярослав
Ученик  "Международной Школы Смешанного Обучения"