481 184

ВАКАНСИИ

197 637

РЕЗЮМЕ

215 852

КОМПАНИИ

Типичные ошибки при построении карьеры

06 октября 2006 Показать все статьи

Настойчивые, непреклонные, упрямые, нетерпеливые, самоуверенные… Какими только эпитетами не награждают молодежь, едва пересекшую порог компании. На собеседовании они ведут себя так, словно их стаж заметно превышает опыт всех сотрудников компании, вместе взятых. В первый рабочий день могут увлеченно выслушать наставления руководителя, а через час заняться отнюдь не срочным делом, о котором попросит коллега. Всему виной юношеский максимализм и страстное желание зарекомендовать себя положительно. Кто как не HR-менеджеры, могут поделиться своими наблюдениями над тем, как можно «загубить» едва начавшуюся карьеру.
Первые неловкие шаги…
С чего обычно начинается первый рабочий день в компании? Со знакомства с коллективом, с беседы по душам с мудрым и чутким руководителем, с незатейливых заданий, открывающих замысловатые перспективы. Но это чаще рисуется в воображении, чем сбывается в действительности. Молодой сотрудник, входящий в компанию со столь радужными надеждами, совершает первую ошибку.
Свой первый рабочий день следует начать со знакомства с непосредственным руководителем. Если до этого вы не встречались с ним на собеседовании, попросите HR-менеджера представить вас друг другу. А затем можете обратиться с просьбой познакомить вас со всем коллективом или, в больших компаниях, с сотрудниками того департамента, где будете работать.
Эти мимолетные кивки головой и краткие приветствия – важный первый шаг. Придется изрядно напрячь память, чтобы уложить в голове все имена коллег и понять, кому из них вы должны подчиняться, кого при случае можете позвать на помощь, а чьи указания выполнять не обязаны. Постарайтесь запомнить (или даже записать!) имена тех, кто сидит в одной комнате с вами, кто руководит компанией, ее подразделением, отделом, как позвонить системному администратору, если сломается компьютер, и к кому из коллег можно обращаться только в случае ЧП или ЧС.
Кем быть, каким быть…
Выпутываясь из замысловатых сетей корпоративной субординации, важно не забыть о собственной роли в коллективе. «Прежде, чем приступить к своим обязанностям, - поясняет Лилия Балабан, руководитель проектов GRP-Service, - молодой человек должен разобраться, в чем они заключаются: внимательно изучить должностную инструкцию, а если ее нет – буквально под диктовку руководителя записать свои будущие обязанности и задачи на ближайшую неделю или месяц работы. До тех пор, пока у вас еще не выработался общий язык с коллективом, лучше перестраховаться и лишний раз переспросить, верно ли вы истолковали чужие слова».
От молодого сотрудника не ждут ничего сверхъестественного: ни свежих решений, ни «полета» креатива. Для большинства начальников молодой сотрудник – прежде всего, хороший исполнитель. Не смириться с этой ролью на первые несколько месяцев – значит, совершить серьезную ошибку на своем карьерном пути. Даже скучную, монотонную работу придется воспринимать с радостью – иначе как вы докажете руководителю свое упорство, настойчивость и целеустремленность? «Молодым сотрудникам, делающим первые профессиональные шаги, можно посоветовать собирать как можно больше информации о деятельности компании, анализировать ее, не стесняться уточнять, - продолжает Лилия Балабан. – Это необходимо во избежание недоразумений. Не ждите, когда к вам подойдут, ведь у других сотрудников, в том числе, и у вашего руководителя, есть масса других задач помимо вашего коучинга».
Полагаться только на собственный здравый смысл, не обремененный корпоративными сложностями – еще одна ошибка молодежи. Предположим, сегодня вам поручили провести мониторинг СМИ по заданной теме. Вы вдохновенно взялись за дело, не поинтересовавшись, какую именно прессу нужно читать, на чем сделать акцент и в каком виде представить результаты, а когда начальник попросил сдать результаты работы, выяснилось, что вы не справились. «Многие ребята стесняются задавать вопросы и уточнять все моменты, когда руководитель дает задание, - отмечает Елена Емеленко, генеральный директор GRP-Service. – Одна наша сотрудница без опыта работы получила от меня задание. До конца не разобравшись в нем, она обратилась с вопросами только спустя неделю, когда пришло время сдавать готовую работу. Конечно, нельзя сказать, что я была довольна ее поведением… Но к сожалению, эту ошибку молодые сотрудники допускают довольно часто».
Но график, у меня есть график…
На знакомство с языком компании, внутрикорпоративными отношениями, психологическими и деловыми аспектами работы у начинающего сотрудника в среднем уходит один месяц. Но, вникая в суть проектов компании, он одновременно должен следовать графику. Составлять собственный план – еще одна задача для молодого работника, и махнуть рукой на этот шаг – означает снова ошибиться. Составляйте план своих заданий на ближайший месяц, разбивайте его на недели, дни, часы. Если вы в ладу с понятием тайм-менеджмента, следовать запланированному плану не составит труда. А руководителю вы лишний раз докажете свою состоятельность и добросовестность.
На первых порах молодой сотрудник обычно с воодушевлением выполняет поставленные задачи. Но проходит некоторое время, и он понимает, что способен достичь большего. На этом этапе главное – не торопить события и не «наломать дров». «Случается, что компания и сотрудник понимают карьерные перспективы по-разному - рассказывает Оксана Маркина, руководитель проектов в области управления персоналом группы компаний «Рольф». – Один молодой человек, прошедший стажировку в «Рольфе», отлично себя зарекомендовав, получил приглашение работать в компании автомехаником. С радостью согласившись, он неустанно трудился два месяца, а затем решил, что пора взять на себя руководство работой сервиса дилерского центра. Обсудив это со своим наставником, он получил совет не торопиться, а двигаться к цели постепенно, тем более что все предпосылки имелись. Но эта перспектива не удовлетворила героя нашей истории, поэтому он настоял на встрече с директором дилерского центра. Здесь ему вновь рассказали о том же пути – последовательно добиваться желанной должности. В ответ на просьбу назвать конкретный срок, когда же он станет руководителем, юноша услышал: «Примерно лет через пять». В результате он продолжил работу автомехаником, но, вероятно, внутренне несогласие с положением дел не позволило ему с тем же энтузиазмом выполнять свои обязанности. Все закончилось тем, что компании пришлось расстаться с ним из-за невыполнения прямых обязанностей».
Случаются и более конфузные ситуации. В первые полгода-год никто не гарантирует (и даже не обещает) молодому специалисту высоких зарплат. Тем не менее, каждый втайне на них рассчитывает. «На заре карьеры часто бывает так: работая в западном представительстве, молодой человек внезапно покидает его в погоне за большими доходами и более радужными перспективами, которые обещают российские компании, - говорит Анна Мушегян, менеджер по подбору персонала компании Unilever. - А когда надежды не оправдываются (что часто происходит уже через 2-3 месяца), начинающий специалист бросается судорожно подыскивать новое место, затем – следующее. Так, в поисках лучшей доли он приходит к тому, что его трудовая книжка пестрит всевозможными записями, а сам он оказывается на той же должности, с которой уходил год-два назад. Поверьте, по резюме всегда видно, что карьера такого человека могла бы развиваться иначе, не гонись он за большим кушем. Увы, молодости это свойственно!»
Эмоциональный коктейль
Но, пожалуй, больше всего промахов молодые люди допускают в сфере межличностного общения. «Молодые сотрудники зачастую смешивают эмоциональные отношения с деловыми, - делится наблюдениями Елена Емеленко. – Руководитель может общаться с вами на близких, почти дружеских нотах, но это вовсе не повод, чтобы обижаться на его критику. Увы, случается, что ребята в ответ на указанную ошибку, начинают в буквальном смысле «выяснять отношения», как это принято в неформальном молодежном общении. Нередко также бывает, что на рабочих совещаниях некоторые не в меру активные молодые люди начинают «не к месту» веселиться, смеяться и переходят все этические нормы».
Допускать подобное даже «на первых порах» - уже нонсенс. Представьте, вас выставили с делового совещания. Как это скажется на вашей карьере? А если вы уйдете с работы, не предупредив руководителя, даже если «нужно было очень срочно»? Прибавьте к этому нервное потрясение шефа, которое не исключено, если вы выполните то, о чем вас никто не просил, нарушив корпоративную этику. Таким эмоциональным коктейлем несложно отравить даже самые теплые отношения с руководством, и ваши отговорки «я хотел как лучше» противоядием не станут.
Конечно, чрезвычайно трудно учиться на чужих ошибках. Очень непросто набраться терпения, особенно когда лестница карьеры так маняще зовет вскарабкаться наверх. Но постарайтесь прислушаться к советам тех, кто уже не раз наблюдал, какие промахи можно совершить во имя этих благих порывов. Прислушайтесь, и… постарайтесь их избежать!
Вредные советы
Вячеслав Лосев, менеджер по подбору персонала «БАТ-Россия»:
- Первым делом, приходя в компанию, не нужно ни в коем случае ничего читать о ней. Если собеседник спросит, есть ли у вас какие-то вопросы относительно будущих обязанностей или компании в целом, обязательно промолчите, даже если вам что-то непонятно.
- Желательно также, чтобы у вас не было ни малейшего представления о том, чем вы хотите заниматься в данной компании и всю последующую жизнь. Тогда есть вероятность, что вы вообще никуда не устроитесь.
- Если, несмотря на эти умелые ходы, вас все же приняли на работу, для того, чтобы вас ни в коем случае не продвинули, все время жалуйтесь начальству и коллегам на то, что вам удивительно скучно и чертовски не нравится заниматься этим делом.
- Всячески маскируйте результаты своей работы, постарайтесь, чтобы никто никогда не узнал, что именно вы делаете, ради чего и во имя чего. Тогда вас точно не заметят и не продвинут.
- Если и эта уловка не сработала, потребуйте у начальства заплатить вам вперед за то, к чему вы еще не приступали. Но если даже этого шага будет недостаточно, расскажите руководителю о том, что в работе вам никто не помогает, а все совместные поручения вы выполняете в одиночку. Словом, тяните на себя одеяло, ходите по головам, и тогда уж у вас наверняка будут все шансы загубить свою карьеру на корню!
Светлана ГЕРАСИМОВА
Источник: Газета "Элитный персонал"