481 252

ВАКАНСИИ

197 604

РЕЗЮМЕ

215 889

КОМПАНИИ

Причины жадности работодателей

Отечественные работники приносят своим компаниям больше денег, чем европейские, а получают меньше. Главные причины - жадность работодателей, готовность персонала к регулярным бесплатным переработкам, а также слабость профсоюзов.

О том, сколько компании тратят на персонал, международной аудиторской и консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers ежегодно рассказывают крупнейшие работодатели России и Европы. В этом году в исследовании приняли участие 37 отечественных компаний с суммарным оборотом свыше 10 млрд. долларов.

Оказалось, что сотрудник крупной частной российской фирмы принес своему работодателю в прошлом году в среднем 264,6 тысячи долларов, или на 8,6% больше, чем европейский. Обратно в виде зарплаты и бонусов отечественный работник получает только 9,6% этой суммы. В Европе этот показатель выше более чем в два раза - 20,5%.

Это не значит, что россияне более эффективны. Просто они готовы к регулярным переработкам и обычно не требуют за это денег. Кроме того, российский бизнес в целом не эффективнее европейского, а отечественные профсоюзы практически не следят за ежегодной индексацией зарплат. В кризис эта ситуация будет только ухудшаться, прогнозируют опрошенные "Трудом" эксперты - экономисты, HR-директора и рекрутеры .

Исследователи Pricewaterhouse-Coopers опрашивает работодателей в России третий год, и в этом году наша страна впервые обогнала Европу по выручке на сотрудника. Один из авторов исследования, старший консультант по управлению персоналом PricewaterhouseCoopers Вера Богатых, объясняет это тем, что последние два года в России был экономический подъем. При этом европейская экономика почувствовала на себе кризис на год раньше.

Экономные работодатели


Одна из главных причин отставания в доходах отечественных работников - прижимистость работодателей. "Российские владельцы предприятий большую часть выручки забирают себе, - уверен Данила Левченко, главный экономист финансовой корпорации "Открытие". - Я сомневаюсь, что они тратят ее на развитие компании". Он удивлен, что цифры различаются столь незначительно, да еще и в пользу России. Возможно, это связано с тем, что европейскую статистику портят относительно неэффективные страны Восточной Европы.

Возможно, это также связано с социальной нагрузкой крупного бизнеса. Большинство компаний в исследовании PricewaterhouseCoopers - гиганты российского бизнеса. Половина из 37 опрошенных компаний имеет штат не менее 2500 человек. Им часто приходится содержать городскую инфраструктуру, доставшуюся им с советских времен. Например, металлургические компании в моногородах обычно содержат местные стадионы и больницы.

Российские компании менее эффективны, чем европейские, и это тоже одна из причин разницы в доходах. "Издержки отечественных работодателей больше, поэтому меньше денег остается на фонд оплаты труда", - объясняет Вера Богатых. Кроме того, коррупция в России значительно масштабнее европейской, и российским работодателям приходится часть прибыли резервировать под теневые расходы, которые они не могут отразить в своей официальной отчетности.

Сами виноваты

В низких по сравнению с европейскими доходах виноваты и сами работники. "Российские сотрудники в принципе готовы работать за меньшие деньги", - говорит Вера Богатых. В Европе за доходами работников следят профсоюзы, которые каждые год-два индексируют отраслевые тарифные соглашения.

Профсоюзные организации сами обвиняют работников в пассивности. "Долю ответственности с нас я не снимаю, но на сегодняшний день мы имеем профсоюзы, адекватные уровню активности самих работников", - говорит Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов России . Большинство людей не знает своих трудовых прав и не заботится о них, а просто перечисляет профсоюзные взносы, сетует он.

При этом российские работники в среднем трудятся хуже европейских. "Я допускаю, что в российских компаниях два сотрудника работают с той же эффективностью, как один человек в Европе", - говорит Татьяна Рягина, HR-директор компании "Финам". По ее словам, работодатели считают, что сотрудники могут работать лучше, поэтому не торопятся повышать оклады.

Из-за низкой эффективности сотрудники склонны к добровольным жертвам в пользу работодателей. Например, многие работники крупных российских компаний засиживаются на работе допоздна. Например, Алла, консультант одного из сотовых операторов, оформляет контракты и продает телефоны. Она постоянно на час-два остается на работе после окончания рабочего времени, чтобы все пересчитать и сверить контракты. "Все так делают, это нормально", - уверена она. Дополнительных денег за переработку она не получает.

Временное лидерство


По итогам кризисного года Европа, скорее всего, вновь перегонит Россию по выручке на сотрудника. "Этот показатель как минимум зафиксируется на этом уровне, а, скорее всего, будет падать, - говорит Наталья Долженкова, коммерческий директор Kelly Services. - У многих российских компаний падает уровень продаж, значит, и выручка снижается". Кроме того, упадут и доходы работников. Российские компании в кризис охотно урезают зар-платы, в отличие от европейских, где главная антикризисная мера -  сокращение.

Цифры


Выручка на сотрудника в крупнейших российских госкомпаниях, долларов в год

237 781 - "Роснефть"

231 709 - "Газпром"

72 551 - Сбербанк

64 490 - "АвтоВАЗ"

34 158 - РЖД

8 411 - "Почта России"

Источник: отчетность компаний за 2008 год, расчеты "Труда"

Труд.ру