Профессиональные навыки и знания |
Профессиональные навыки:
1. Знание психологии, в особенности — детской, социальной и психологии личности.
1.1. проведение воспитательных бесед и мероприятий с детьми разных возрастов, разного уровня умственного и физического развития, социального положения;
1.2. работа с родителями и воспитателями(педагогами) по просвещению в вопросах, связанных с существующими и возможными проблемами детей;
1.3. предложение рекомендательных мер по семейному и социальному воспитанию подрастающего поколения;
1.4. формирование мотивации, социально грамотного мировоззрения у родителей детей в проблемных, малообеспеченных, неполных семьях.
2. Компетенция в правовых и законодательных вопросах, напрямую касающихся детско-родительских отношений, проблем несовершеннолетних, их прав, обязанностей и ответственности в случае совершения преступлений.
2.1. защита прав и интересов детей, в том числе в судебном порядке.
3. Умение вести документооборот.
3.1. подготовка исследований и отчетов о результатах собственной деятельности.
Мои права в качестве специалиста по девиантному поведению (девиантолога):
1. Проводить психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в колониях и содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
2. Устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок, причины социального неблагополучия семьи;
3. Изучать особенности и бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на подростка;
4. Корректировать нервно-психическое состояние несовершеннолетних;
5. Формировать сеть социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам группы риска;
6. Защищать права и законные интересы детей и подростков;
7. Выявлять лица, совершающие в отношении детей противоправные деяния, а также родителей или законных представителей детей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию;
8. Собирать материалы, являющиеся основанием для лишения родительских прав в случаях жестокого обращения с детьми или неисполнения обязанностей родителей;
9. Выявлять и вести учёт несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей;
10. Работать с несовершеннолетними, доставленными в органы внутренних дел;
11. Подготавливать материалы о помещении несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
12. Выявлять подростков, объявленных в розыск, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, совершающих противоправные деяния, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
13. Участвовать в процессе дознания преступлений, совершенных несовершеннолетними;
14. Проводить мероприятия по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди детей и подростков;
15. Пресекать правонарушения и антиобщественные действия несовершеннолетних;
16. Проводить профилактические беседы, встречи, образовательные программы с подростками и их родителями, особенно в неблагополучных семьях;
17. Восстанавливать разрушенные или полностью утраченные бывшими несовершеннолетними заключенными общественные связи и отношения;
18. Оказывать психологическую помощь осужденным подросткам;
19. Оказывать социально-правовую и психологическую помощь семьям и детям групп риска, также детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
20. Проводить консультации для родителей с целью разрешения семейных конфликтов;
21. Заниматься нормализацией и корректировкой отношений родителей и детей;
22. Консультировать родителей и педагогов по проблемам детей с отклонениями и задержками в развитии, чтобы предупредить будущие правонарушения;
23. Формировать в коллективах детей и подростков благоприятный морально-психологический климат;
24. Оказывать помощь в решении межличностных конфликтов;
25. Организовывать досуг детей и подростков;
26. Преподавать психолого-педагогические дисциплины в школах, колледжах и вузах;
27. Повышать психолого-педагогическую и правовую грамотность взрослых, участвующих в воспитании детей и подростков, в том числе с девиантным поведением.
Рассматриваю для себя не только возможность работы с детьми и подростками в качестве педагога-психолога, но и со взрослыми в перспективе, а именно в качестве андрагога. Как девиантолога интересует работа с такими аддикциями как:
Поведенческая зависимость:
Азартные игры • Порнография • Секс • Покупки • Клептомания • Загар • Работа • Созависимость
и
Электронная зависимость:
Компьютерные игры • Интернет • Телевидение
С людьми с химической зависимостью работать не планирую, разве что проводить беседы в рамках первичной и вторичной профилактики с детьми и подростками. Слушала курсы по наркологии и профилактике зависимостей во время обучения по своей специализации.
На данный момент соответствую 7 уровню квалификации из 9 возможных в рамках профессиональных стандартов, утвержденных Министерством труда и социальной защиты.
Подробно об этом можно прочитать на сайте:
http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps482469 |
Дополнительные сведения |
1. Область профессиональной деятельности включает:
решение комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с проблемами девиантного
поведения детей, подростков и взрослых, профилактики девиантного поведения, сопровождения детей и подростков группы риска, коррекции и реабилитации детей, подростков и взрослых с девиантным поведением, психолого-педагогической экспертизы и прогнозирования, психолого-педагогическое обеспечение социальной работы по защите прав и законных интересов детей и подростков, социальному оздоровлению семьи,
предупреждению безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения детей и подростков, профилактике правонарушений несовершеннолетних в системе учреждений образования, социальной защиты населения, правоохранительных органов и других учреждений и организаций, работающих с детьми, подростками и взрослыми с проблемами в поведении; психолого-педагогическое образование.
2. Объектами профессиональной деятельности являются:
общественные отношения в сфере воспитания детей и подростков, защиты их прав и законных интересов,
профилактики социального неблагополучия семьи, правонарушений несовершеннолетних; процессы социализации и развития личности; психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в условиях девиантного поведения личности, межличностных и социально-педагогических взаимодействий, факторы, способствующие возникновению девиантного поведения и противодействующие его развитию на индивидуальном, семейном, групповом и общесоциальном уровнях.
3. Подготовка к следующим видам профессиональной
деятельности:
1. воспитательная (социально-педагогическая);
2. диагностико-коррекционная;
3. правоохранительная;
4. экспертно-консультационная;
5. научно-исследовательская;
6. организационно-управленческая;
7. педагогическая.
4. Способна решать следующие задачи в
соответствии с видами профессиональной деятельности:
1. В области воспитательной (социально-педагогическая) деятельности:
1.1. программирование и прогнозирование процессов воспитания, социализации и развития личности на основе всестороннего анализа социально-педагогической ситуации;
1.2. социально-педагогическая поддержка и решение проблем семьи, детей и подростков,
1.3. контроль за кризисными ситуациями в целях защиты прав детей и подростков, предупреждение и
позитивное разрешение конфликтов, оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов;
1.4. координация деятельности различных учреждений, организаций и служб по защите прав и
законных интересов детей и подростков, социальному оздоровлению семьи;
1.5. коррекция воспитательных воздействий (в целях усиления позитивных, нейтрализации или
переключения негативных), оказываемых на детей и подростков со стороны семьи и социальной
среды, в том числе неформальной;
1.6. формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков, ценностей
здорового образа жизни, гармоничного развития, толерантности во взаимодействии с окружающим
миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей, создание условий для самореализации, развития творческого потенциала личности;
1.7. разработка, реализация и мониторинг эффективности психолого-педагогических профилактических программ для детей и подростков;
1.8. организация досуга детей и подростков, формирование сети социальной и психолого-педагогической поддержки детей и подростков группы риска;
1.9. обеспечение ресоциализации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе в
процессе отбывания наказания, и последующей адаптации после освобождения из пенитенциарного учреждения или выпуска из специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;
2. В области диагностико-коррекционной деятельности:
2.1. разработка моделей диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбор методов сбора первичных данных, их анализ и интерпретация;
2.2. психолого-педагогическая диагностика личности несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, составление диагностических заключений и рекомендаций по их использованию;
2.3. мониторинг личностного развития и социального поведения детей и подростков групп риска с
целью профилактики девиантного поведения;
2.4. установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, социального неблагополучия семьи;
2.5. выбор и реализация адекватных форм, методов и программ коррекционных мероприятий, программ педагогического сопровождения и психологической помощи лицам, склонным к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде
пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения;
2.6. коррекция состояний нервно-психической дезадаптации;
3. В области правоохранительной деятельности:
3.1. обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства, охрана общественного порядка;
3.2. правовое обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних;
3.3. разработка и психолого-педагогическое обоснование программ профилактики девиантного поведения в детско-подростковом возрасте, организация системы мер по предупреждению
безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения несовершеннолетних;
3.4. пресечение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
3.5. выявление и учет несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно
влияющих на детей;
3.6. общая профилактика правонарушений несовершеннолетних, индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями, родителями, отрицательно влияющими на детей;
3.7. работа с несовершеннолетними, доставленными в органы внутренних дел;
3.8. осуществление производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
3.9. осуществление производства по делам об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними;
3.10. выявление несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
3.11. организация системы мер по оказанию социально-правовой и иной помощи семьям и детям
групп социального риска;
4. В области экспертно-консультационной деятельности:
4.1. психолого-педагогическая экспертиза личностного и социального развития детей и
подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер;
4.2. консультирование по проблемам прав ребенка, семейное консультирование с целью разрешения семейных конфликтов, нормализации детско-родительских отношений и снижения уровня дисфункционального поведения, консультативная помощь детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
4.3. Психолого-педагогическое консультирование в области социальной и образовательной деятельности; 4.4. индивидуальное консультирование в области межличностных отношений, профориентации, личностного роста;
4.5. консультирование по проблемам предупреждения и преодоления девиантного поведения, формирования в коллективах детей и подростков благоприятного морально-психологического климата;
4.6. консультирование по проблемам детей с отклонениями или задержками в развитии с целью
профилактики их дезадаптации и девиантного поведения;
4.7. осуществление социально-педагогической и психологической экспертиз нормативных актов в
части охраны прав и законных интересов детей и подростков, правил и норм охраны труда несовершеннолетних;
5. В области научно-исследовательской деятельности:
5.1. проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
5.2. разработка и внедрение практических рекомендаций по результатам
5.3. научно-исследовательской работы в сфере педагогики и психологии девиантного поведения;
6. В области организационно-управленческой деятельности:
6.1. организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;
6.2. организация межведомственного полипрофессионального взаимодействия при решении
задач комплексной профилактики девиантного поведения, сопровождения, коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением;
7. В области педагогической деятельности:
7.1. преподавание психолого-педагогических дисциплин в общеобразовательных учреждениях,
образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального,
высшего профессионального и дополнительного образования;
7.2. организация и проведение работы, направленной на повышение психолого-педагогической и правовой компетентности взрослых, участвующих в воспитании детей и подростков, в работе с лицами, склонными к девиантному поведению;
7.3. осуществление правового воспитания. |